СТУПИНСКИЙ
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ
МУЗЕЙ





Запомнить
Вход / Регистрация

Автор Администратор 20 сентября 2016 года в 11:40

Портреты В.И. Комарова

Картины этого художника, чья творческая деятельность приходится на рубеж 19-20 вв., сегодня можно встретить в разных уголках центральной России: в инвентарной книге Государственной Третьяковской галереи значится «Портрет художницы Валентины Михайловны Ходасевич в детстве» (1900), в Национальной галерее республики Коми хранится произведение «Скрипач», в одной из частных коллекций представлена работа «Зимний вечер» (1897), а «Портрет бабушки» и «Портрет отца» нашли свое пристанище... в экспозиции Ступинского историко-краеведческого музея.

Автор всех этих художественных произведений Василий Иванович Комаров (1868-1918), выходец из крестьянского сословия, с самого раннего возраста посвятил себя изящному искусству. Уже с 1881 г. он в качестве вольнослушающего ученика посещает курсы таких именитых преподавателей, как В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, И.М. Прянишников, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, оканчивает которое в звании неклассного художника, имеющего право быть учителем рисования. Свое обучение В.И. Комаров продолжает в Высшем художественном училище живописи, скульптуры, архитектуры при Императорской Академии художеств. В это же время молодой живописец активно принимает участие в выставках как Академии художеств, так и Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников. Наряду с творческой деятельностью, Василия Ивановича увлекают путешествия: он посещает Петербург, Кавказ, Крым, Русский Север. А в 1911 г. становится экспонентом Всемирной выставки в Риме, демонстрирующей достижения разных стран в сфере экономики, науки, техники, культуры и искусства. Также В.И. Комаров проявляет интерес к наследию русских писателей и создает свои зримые образы ищущих счастье героев «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя.

В коллекции Ступинского музея представлены два полотна конца 19 в. кисти В.И. Комарова. Обе работы выполнены на льняном мелкозернистом прокленном негрунтованном холсте, натянутом на подрамник, с небольшим красочным слоем без подмалевка. Работая с цветом, художник использовал масляную краску с натуральными пигментами и растворитель на льняном или маковом масле. Живописный слой был закреплен даммарным лаком. Сумрачная, хмурая палитра, незаметно растворяющийся в реальности задний план, отсутствие лишних деталей и только необыкновенные, живые лица, скрывающие за собой целые неповторимые жизни, отражены на картинах.

Угловатые борозды морщин, на которых играют светлые блики, влажные усталые глаза бабушки. Что она видела на своем пути, как складывалась ее судьба, какие истории она может поведать? Или сосредоточенный, устремленный вдаль взгляд, острые скулы, окладистая борода. Отец - опора семейства, рачительный хозяин. Какой груз ответственности на его плечах, какие преграды он преодолел? Вот герои полотен В.И. Комарова — простые люди, заслужившие право быть увековеченными на страницах истории.

 

 


Теги: Ступино, музей, живопись, В.И. Комаров, "Портрет бабушки", "Портрет отца"

Комментариев нет.