СТУПИНСКИЙ
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ
МУЗЕЙ





Запомнить
Вход / Регистрация

Группа Ступинского историко-краеведческого музея ВКонтакте

Группа музея на facebook

Экскурсия на Каширское городище.

Сколько раз вы посетили музей в прошедшем году?
Так часто, что не счесть.
Иногда заходил.
Однажды.
Забыл когда был последний раз.
Никогда.
Автор Администратор 22 июня 2016 года в 09:01

Сокровища древних ювелиров

История украшений уходит своими корнями глубоко в древность, ведь человека в любой период его существования интересовали не только вопросы выживания, но и все, что связано со сферой прекрасного, что не позволяло превратить бегущие один за одним дни в рутину. И археологи постоянно находят этому реальные подтверждения.

В 2009 г. близ д. Свиридоново (Озерский район Московской области) местным жителем был найден уникальный клад из 5 бронзовых рубчатых браслетов, относящихся к 4-3 вв. до н.э. Изделия древнего мастера не имели следов предпродажной подготовки и непосредственного ношения. Эта находка заняла достойное место среди экспонатов выставки «Семь потрясающих кладов», проходящей этим летом в Ступинском историко-краеведческом музее.

Браслеты изготовлены методом литья по выплавляемой восковой модели, эта технология позволяла создавать украшения любой формы и любых размеров. Ювелир наносил на огнеупорную поверхность слой воска и придавал ему форму будущей отливки, острым инструментом вырезался орнамент изделия. Затем восковая модель заливалась жидкой глиной и обжигалась. Вследствие этого воск выплавлялся и глиняная форма с внутренней полостью была готова, необходимо было только залить расплавленный металл, который вскоре застывал. Далее мастер отбивал глину до того момента, пока перед ним не оставалось очищенное ювелирное украшение.

Дефекты восковой модели: куски и налепы воска, сколы и трещины - часто отпечатывались на изделиях. Именно такие изъяны заметны на браслетах из подмосковного клада. Видимо, мастер не успел обработать украшения после отливки.

Рифленый (рубчатый) орнамент браслетов создавался двумя способами: на основу приклеивались отдельные полоски из воска, провощенные нити либо узоры прорезали на дополнительных восковых полосках, приклеенных к основе.

По исследованиям ученых, такие ювелирные изделия были широко распространены в Верхнем Поднепровье и в бассейне р. Оки, причем в Поочье украшения поступали из Поднепровья. Вероятно, появление данного клада в районе Оки связано с тем, что местное население активно осваивало новый метод обработки цветных металлов, завезенный в наши края одним из мастеров-ювелиров Верхнего Поднепровья. Однако браслеты могли попасть в наши края и в качестве металлического лома, и их просто не успели пустить на переплавку.

Позднее, в 2010 г., на территории городища Свиридоново археологи вновь столкнулись с интересными находками: еще два бронзовых рубчатых браслета и подвеска-конек, изготовленная из цветного металла. Фигурка-украшение представляла собой округлый жгут с высоким орнаментированным гребнем-гривой. Создана подвеска была по той же технологии, что и рубчатые браслеты (литье по выплавляемой модели). Сегодня изящный старинный конек является символом Ступинского историко-краеведческого музея .


Теги: Ступино, музей, семь потрясающих кладов, бронзовые браслеты, подвеска-конек

Комментариев нет.